По имеющейся предварительной информации «КоммерсантЪ», не менее 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, выступившего пионером в процессе централизации таковых проверок.
Счета блокирует автоматизированная система, которая выявляет незаконное отмывание денег.
Банки у клиентов, попавших под временную блокировку, запрашивают документы, доказывающие легальность источника денег, после этого принимают решение о снятия блокировки, либо отменяют трансакцию, если основания не выглядят убедительными. Обычно срок рассмотрения объяснений занимает от 2-х до 5-ти рабочих дней.
Информацию о росте жалоб физлиц на блокировки счетов ссылаясь на закон о сопротивлении легализации доходов, приобретенных криминальным путем (закон 115-ФЗ), подтвердили изданию источники в Росфинмониторинге. Но кредитная организация вправе остановить либо заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении опасений и запросить документы о происхождении средств либо цель сделки. «Рост жалоб клиентов Сбербанка напрямую связан с происходящей в настоящее время автоматизацией процессов комплаенс в банке и их централизацией», — отмечает уполномоченный АРБ Алексей Тимошкин. Собеседники добавляют, в 80% жалобы подают жители, счета которых находятся в Сбербанке. Виновата в данном автоматизированная система проверки подозрительных транзакций.
В процессе проверки программа автоматом блокирует операции, которые по формальным признакам считаются подозрительными. Однако даже приобретенные объяснения могут не посодействовать в разблокировке счета. По утверждению Златкис, после дополнительной проверки блокировка снимается с приблизительно 10 процентов транзакций и счетов клиентов. «Если перейдем на ручной режим, то для проверки операций нам пригодится неадекватное количество специалистов», — сказала она.
Так как остальные банки также автоматизируют процессы, число жалоб на ошибочную блокировку может возрасти. Но большинство клиентов не имеет отношения к валютным махинациям и жалуются на три проблемы: блокировка карт при внесении или снятии больших сумм либо переводах на счет клиента или 3-му лицу.