При этом, вполне возможно, в Фонде уже начали понимать, что их рекомендации часто нивелируются высокой коррупционной составляющей в украинском госаппарате. «Как и ранее до этого, рост курса доллара на межбанковском валютном рынке провоцируется перекосом спроса и предложения». В итоге поступления валюты в страну ограничено (не развивается экспорт и нет инвестиций). Нацбанк отмечает, что в общем динамика нормативов говорит о начале нормализации ситуации в банковской системе. По состоянию на 1 октября 2015-ого из 122 работающих (имеющих лицензию) в Украинском государстве банков 40 финучреждений — с заграничным капиталом (на 1 сентября — 40 банков с зарубежным капиталом из 126 работающих), в том числе 18 — со 100-процентным заграничным капиталом (на 1 сентября- 17). «Последний фактор был только усугублен выборами. Ко всему этому стоит добавить к тому же промедление с реформами, из-за чего прямые заграничные инвестиции не спешат в Украину», — подчеркивает Перелыгин.
При всем этом перекосы сохраняются даже невзирая на то, что Украина уже почти не платит по своим внешним долгам. Появляется логичный вопрос: почему еще относительно недавно НБУ утверждал о том, что ждет поступлений валютной выручки от экспортеров, что даст возможность ему скупать с рынка ее «излишки»?
Кроме слабости прогнозов регулятора, становится бесспорным и отсутствие у него действенных инструментов для удержания курса государственной валюты на до этого оговоренной отметке.
Ранее говорилось, НБУ с 26 февраля 2015-го и на период до 2019 г ввел для банков ряд послаблений в связи с падением курса гривни после 6 февраля, в частности, отказался от использования мер влияния за нарушение финансовых нормативов минимального размера регулятивного капитала (Н1), Н2, нормативов текущей ликвидности (Н5), краткосрочной ликвидности (Н6), наибольшего размера кредитного риска на одного контрагента (Н7), огромных кредитных рисков (Н8), наибольшего размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9), наибольшего совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10), лимита общей короткой открытой валютной позиции. В такой ситуации гривня просто теряет свою накопительную функцию.
Так, ежели Украина не получит до конца года следующий транш, то формирование золотовалютного резерва отстанет от оговоренного с Фондом сценария минимум на USD 4-5 млрд.
Однако главная проблема не в том, что Украина снова не исполнит формальные условия кредиторов. А визит делегации НБУ в новейшую Зеландию с целью поучиться введению режима инфляционного таргетирования может оказаться тщетным.