С соответствующим предложением выступил начальник департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономики Максим Паршин.
Специалисты говорят, что возможность внедрения внесудебной процедуры, где в качестве арбитра будет выступать 3-е лица, понизит нагрузку на суды, а еще благотворно отразится на добросовестности участников рынка.
М. Паршин также обращается к экспертам рынка с просьбой высказать мнение, насколько целесообразно внедрять этот механизм и есть ли потребность в создании цельного независимого органа по рассмотрению споров. «Письмо было направлено в заинтересованные бизнес-сообщества», — подтвердила уполномоченный Минэкономики Елена Лашкина.
«На платформе (действующей в государствах ЕС ec.europa.eu/odr) рассматриваются только жалобы резидентов ЕС в отношении товаров и услуг (кроме медицинских и образовательных), приобретенных в глобальной паутине, вне зависимости от места регистрации продавца», — говорится в письме. Например, в государствах Европы действует платформа онлайн Dispute Resolution, где жалобы покупателей рассматриваются нейтральной стороной без участия судебных инстанций. В частности, поступление документа «Российской газете» подтвердили в «Опоре России». После получения жалобы определяется организация, уполномоченная на ее рассмотрение и принятие заключительного решения.
Паршин подчеркнул также, что работа на такой платформе не является трудной.
Потребность появления такой площадки обусловлена растущими темпами рынка e-commerce, объем рынка интернет-продаж достиг в РФ 650 млрд руб. по результатам минувшего года. После оформления жалобы определяется уполномоченная организация, которая должна принять решение на протяжении 90 дней.
Схожий механизм работает в АКИТ, однако члены ассоциации вступили в нее добровольно, говорит президент АКИТ Алексей Федоров: «А СРО — прекрасный принудительный рыночный механизм, который изнутри будет решать всевозможные споры членов СРО с покупателями и друг с другом с употреблением механизма собственного третейского суда». Внесудебный орган несомненно поможет в вопросах урегулирования споров и увеличит уровень доверия к интернет-продавцам со стороны клиентов.
По утверждению президента АКИТ Алексея Фёдорова, этот механизм даст возможность решить проблему, когда вендоры «не несут практически никакой ответственности перед потребителем и перед ритейлом за поставки техники низкого качества».