До этого с жалобой на «Платон» в Конституционный суд обратились 92 депутата Госдумы от фракции КПРФ, которые сочли, что плата через систему «Платон» противоречит Налоговому кодексу и не отвечает конституционным условиям справедливости.
Конституционный суд РФ признал легитимным взимание платы с водителей фургонов в рамках системы «Платон», однако запретил произвольное повышение тарифов. Суд не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой налогового сбора на транспорт и акциза на горючее, передает pr-служба суда. Согласно решению Конституционного суда, взимание платы по системе «Платон» является легитимным, но чрезмерное обременение предпринимателей обязательными платежами является неприемлемым.
Кроме этого, суд постановил, что оператор не имеет права непосредственно использовать к плательщикам меры принудительного характера. После ее введения проезд 1 километра федеральной дороги обходится грузовику массой не менее 12 тонн в 1,53 рубля. Также суд установил, что повышение платы не допускаются без внесения изменений в федеральные законы.
С просьбой проверить законность взимания сборов с дальнобойщиков в КС РФ обратились народные избранники Госдумы. В КС выделили, что не допускаются: повышение установленной платы кроме ее индексации, без указания на такую возможность в федеральном законе и спонтанное изменение либо отмена действующих в данный момент понижающих коэффициентов. Они также считают, что нормы должны устанавливаться федеральным законом, но не постановлением руководства. В этой связи КС призвал руководство внести поправки в принятые правовые акты.
«КС РФ обозначил недопустимость произвольного отказа от таких мер либо автоматического предотвращения их действия, даже если вначале они носили кратковременный характер». Кроме того, к середине весны в Государственную думу руководством был внесен законодательный проект, в соответствии с которым предлагается засчитывать новый сбор при оплате налога на транспорт. Водители устраивали акции против системы «Платон» в том числе и на территории Свердловской области.
«Предписания, наделяющие оператора системы „Платон“ нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования», — отмечается в документах. Она начала работать с 15 ноября 2015, с 15 апреля 2016 г. регистрация в системе стала обязательной для всех большегрузов. Она определяет наличие за определенным автомобилем оформленной маршрутной карты либо установленного бортового устройства.
«Плата за провоз тяжеловесных грузов, в отличие от налоговых платежей, не отвечает признаку особой безвозмездности, так как именно ее плательщики получают возможность использовать федеральные автомобильные дороги для решения собственных хозяйственных и иных задач», — говорится в ответе ведомства. Все собранные средства передаются оператором системы в заработок федерального бюджета и поступают в федеральный дорожный фонд.